Рынок Open Source-софта в России предоставляет пространство для ощутимого роста по множеству направлений.
В 2026 году более 90% компаний будут использовать открытое ПО, говорится в совместном исследовании компании Accenture и фонда «Сколково».
В исследовании приняли участие 40 организаций, 15% из которых являются разработчиками решений на Open Source, а остальные – пользователями. Среди респондентов были руководители ИТ-подразделений – 70%, смежных с ИТ подразделений – 13%, а также внутренние эксперты организаций в области Open Source – 7%. Еще в 10% компаний ответы предоставили руководители компаний.
«Мы видим перераспределение использования проприетарного ПО в пользу повышения интереса к Open Source решениям, о чём свидетельствуют ежегодные исследования мирового рынка компанией Red Hat. Но объективных данных по российскому рынку до сих пор не было, поэтому мы решили провести такое исследование. Оно призвано помочь принимать обоснованные решения по стратегии развития технологий Open Source», — рассказал Станислав Нагорский, директор департамента «Технологии» Accenture в России.
Один из ключевых выводов исследования – факт проникновения Open Source-решений практически во все сферы бизнеса в России. Особенно высок уровень использования Open Source в направлении ИТ-инфраструктуры – 100% разработчиков и 85% компаний-пользователей, в сфере ИТ-поддержки (83% и 59%) и в области аналитики данных (17% и 44%). При этом более 50% респондентов заявили, что продолжают дорабатывать Open-Source решения.
Анализ ситуации показал, что зона потенциального роста использования Open Source-продуктов российской разработки составляет 19% рынка в сегменте компаний-пользователей и 42% – в сегменте компаний-разработчиков. Так, из компаний-пользователей открытым софтом российской разработки пользуются 4% респондентов, 9% полагаются на зарубежное открытое ПО, а еще 10% используют проприетарный софт. Для сегмента респондентов-разработчиков аналогичные показатели составляют 10%, 27% и 15% соответственно.
В исследовании также оценивались характеристики Open Source-продуктов, используемых в настоящий момент. Средний уровень соответствия открытых ИТ-продуктов потребностям компаний по основным направлениям составил 3,8 балла из 5 с покрытием необходимого функционала в 62%. При этом самые высокие показатели соответствия сегодня фиксируются по направлению доменов и инфраструктурных сервисов – 4,1 балла, а покрытие необходимого функционала лучше всего обеспечивает Open Source -софт для виртуализации ресурсов, а также для обработки и хранения данных – по 67%.
Общими для всех компаний проблемами при взаимодействии с открытыми решениями являются сложности адаптации под конкретный̆ процесс: с ними сталкивается 80% респондентов-разработчиков и более 40% респондентов-потребителей. Сложность интеграции со смежными системами затрагивает по 60% респондентов в обеих группах.
По словам Станислава Нагорского, один из главных выводов исследования: крупные компании сделали выбор в пользу Open Source, административные барьеры сняты и теперь на первый план выходят конкурентные преимущества – современный технологический стек «под капотом» решения, гибкость и время вывода на рынок новых версий, развитость экосистемы.
Второй важный вывод: компании уже сложно разделить на разработчиков и пользователей. Цифровизация и растущее проникновение Open Source-технологий в бизнес – неразрывный процесс, и лидеры цифровых трансформаций не только активно применяют, но и участвуют в разработке наиболее современных программных решений.
«Использование современных Open Source-решений рассматривается такими компаниями и как эффективный инструмент трансформация ключевых бизнес-процессов, и одновременно как весомый аргумент в привлечении и удержании кадров», — добавил Станислав Нагорский.
О компании
Accenture – ведущая международная компания, предоставляющая широкий спектр услуг в области стратегии и консалтинга, интерактивных сервисов, технологий и операций, направленных на цифровизацию бизнеса. Более 624 000 сотрудников компании работают в 120 странах мира. Accenture постоянно создает инновации, помогая своим клиентам в долгосрочной перспективе повысить эффективность и получить ценность для их бизнеса.